Стокгольмское метро часто называют самой длинной художественной галереей мира. Около 90 из 100 станций метро предоставляют туристам возможность ознакомиться с творчеством представителей различных видов и направлений искусства. Здесь и сказочные гроты (многие станции вырублены в скалах, как пещеры), и скульптуры, и уголки классической архитектуры, и настенные рельефы, мозаики, граффити и даже видео-инсталляции. В метро часто устраиваются выставки. Свои работы стокгольмскому метро предоставляют несколько сотен художников. Раньше государство ежегодно инвестировало в подземную галерею около $1,5 млн.
Станция T-Centralen.
Стены выкрашены в синий цвет, своды расписаны голубыми изображениями веток с листьями и силуэтами строителей.
Всего Stockholms tunnelbana состоит из трех линий: Синей (Bla Linjen), Красной (Röda linjen) и Зеленой (Gröna linjen). Все три линии сходятся на T-centralen, где расположен центральный железнодорожный вокзал (Central Station), центральный автовокзал (CityTerminalen).
Ещё это место называется Stockholm C. Отсюда можно отправиться в любую точку Стокгольма, Швеции, Скандинавии, а также в любой аэропорт (по железной дороге, на автобусе) и оттуда по всему миру.
Увековеченные строители метро.
Станция Vreten. Скалы, в которых вырублена станция, украшены кубами небесного цвета, торчащими из пола, стен и потолка.
Время, оставшееся до прибытия поезда, высвечивается на табло.
Станция Solna centrum.
Одна из самых красочных и контрастных станций. Раскрашена в яркие красный и зелёный цвета.
Тема оформления станции – как люди вырубают лес и строят на его месте свою жизнь: с одной стороны станции нарисовано много леса, в середине его массово вырубают и застраивают домами, а в другом конце уже живут и работают люди.
У эскалаторов есть одна особенность. Допустим, вы приезжаете на какую-нибудь отдаленную станцию и хотите подняться наверх. Вы подходите к эскалатору, а он не работает. А вокруг никого. В этом случае, нужно просто зайти на эскалатор и он включится сам.
Станция Kungstradgarden – "Королевский сад”. Оформлена наскальной живописью в стиле "пещера горного короля”.
Помимо эскалаторов здесь имеются лифты, которые дублируют эскалаторы и активно используются людьми с колясками.
Бывает, что лифт выходит прямо на поверхность. Выглядит необычно — посередине тротуара стоит стеклянная будка. В нее заходит человек и уезжает вниз.
Заблудиться в стокгольмском метро человеку, покорившему московскую подземку, просто невозможно.
Везде висят вполне доходчивые указатели, но читать их первое время нужно внимательно, возможны пересадки в духе Китай-Города.
Кроме того, нужно четко запомнить, что линии имеют свойство разделяться на несколько направлений. Теоретически, есть ненулевая вероятность при переходе сесть на пригородный поезд (Pendeltag), но сделать это в здравом уме очень сложно.
Названия станций объявляет приятный женский голос.
Работает Stockholms tunnelbana с 5.00 до 1.00, по пятницам и субботам до 4.00.
Оплата проезда имеет свои особенности. Стокгольм разделён на 3 территориальные транспортные зоны, и билеты зон действуют для всех видов транспорта в течение 1 часа. Билеты можно купить у контролёра станции метро, в SL-центре, в киосках сети Pressbyra, в билетных автоматах, имеющихся на автобусных остановках, или по телефону через SMS (1 билет стоит 20 крон – 2,6 доллара).
Также можно купить за 100 крон специальный туристический билет, позволяющий путешествовать на всех видах транспорта 24 часа. На входе в метро стоят привычные для нас турникеты, однако они приспособлены только для владельцев проездных. Все другие пассажиры проходят через автоматические ворота рядом со стеклянной кабиной контролера, приобретая или компостируя заранее купленный билет у него.
Станция Hallonbergen декорирована изображениями в стиле детских рисунков.
Авангардистская инсталляция на одной из станций
Антарктическая композиция на станции Tensta
Станция Huvudsta. Оформление чем-то походит на зелёную новогоднюю ёлку с цветными украшениями.
Шведское метро абсолютно бесшумно. Во время движения поезда можно спокойно разговаривать.